Персонализированный поиск в Яндекс и Google
В 2012 году крупные поисковики уделяли большое внимание работе над персонализацией поисковой выдачи. В результате Google обзавелся функцией Search Plus Your World, а Яндекс – алгоритмом «Калининград». Персонализированный поиск возможен благодаря учету определенного набора факторов.
- Географическое положение пользователей используется для релевантной выдачи уже давно. Мобильный интернет и различные геолокационные сервисы позволяют выдавать результаты на уровне конкретного города или даже района, выбирая, например, адреса ближайших магазинов или кафе.
- Социальный компонент, который учитывается благодаря функции Search Plus Your World наряду с языком и географическим положением пользователя. Интеграция социальных сетей в выдачу позволяет увидеть, как пользователи получают и обрабатывают нужную им информацию. Во внимание принимаются также советы, рекомендации и мнения других людей.
- Поисковая история имеет особое значение для алгоритма «Калининград». На ней строится поисковая выдача, при этом учитываются такие факторы, как поведение пользователя на странице, его предыдущие запросы, закладки и т.д. Наибольший вес имеет недавняя поисковая история. Индивидуальная выдача напрямую зависит от поисковой активности пользователя.
Персонализированный поиск-2012
С учетом всех факторов персонализация в ее идеальном виде на сегодня должна выглядеть следующим образом.
Система определяет профиль пользователя по характеру его запроса, но в том случае, если пользователь залогинен, это происходит сразу же. Поисковая выдача выстраивается исходя из местонахождения пользователя, его языка, типа устройства, с которого осуществляется поиск, учета предыдущих запросов и поведения пользователя в SERP, социальной активности пользователя и показателя отказов.
В настоящее время вопрос о необходимости персонализированной выдаче непосредственно для пользователей крайне важен. Она позволяет фильтровать поток информации, но в то же время ограничивает возможности пользователя его предыдущими запросами и социальным поведением. Согласно результатам исследования Pew Research Center около 65% пользователей негативно восприняли персонализацию поисковой выдачи. Полностью персонализированную выдачу пользователи считают нерелевантной.
На данный момент персонализированный поиск Яндекса работает приблизительно для 75-80% запросов, только при достаточной поисковой истории и преимущественно для неоднозначных запросов.
Сегодня существует несколько продуктов, с помощью которых можно проследить развитие персонализированного поиска. Например, сервис Google Now, который работает на основе GPS-данных, истории поиска, календаря перемещений и другой информации. Этот сервис предоставляет пользователю релевантную информацию даже в том случае, если поиск не осуществлялся. Это может быть прогноз погоды, время прибытия поезда, информация о пробках, счет спортивного матча. Именно так поисковики могут предложить пользователям не только ту информацию, которую они искали, но и те сведения, которые требуются в данный момент еще до того, как их начинают искать.
Персонализация выдачи – это одна из следующих ступеней развития поисковых систем. Каждая компания имеет свой собственный набор основных факторов, на которые ориентируется персонализация поисковой выдачи. На данный момент основные шаги в данном направлении сделаны, и остается только ждать развития технологии.